«Синдром эмоционального выгорания: проявление и способы профилактики, роль руководителя»

Каждый специалист, ежедневно соприкасающийся в своей практике с другими людьми, испытывает напряжение, и, если это общение интенсивное и сложное, постепенно профессионал все больше устает, истощается, чувствует нежелание работать и качественно исполнять свои обязанности. В этом случае говорят о синдроме эмоционального выгорания.
Его симптомы, при недостаточной осведомленности о синдроме, часто воспринимаются руководством как проблема «плохих» работников. Следуют взыскания, которые усугубляют ситуацию. Вместе с тем, информированность о проявлениях эмоционального выгорания может помочь руководителю с пониманием отнестись к подчиненному в этот период жизни и не допустить чрезмерного развития данного синдрома.
В развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить следующие этапы:
Этап 1. «Энтузиазм»
Молодой сотрудник активно включается в работу, стремится себя показать, зарекомендовать, усвоить максимально быстро огромный объем информации.Если при этом он:
- лелеет чувство незаменимости;
- нарушает режим сна и питания;
- отбрасывает другие увлечения и интересы, ограничивает контакты, не связанные с работой;
- вытесняет из сознания текущие затруднения, не задумывается о неудачах и разочарованиях;
- не получает похвалы, положительной оценки, адекватной, по его мнению, затраченным усилиям...
Этап 2.
На следующем этапе в поведении сотрудника наблюдаются следующие явления:а) По отношению к лицам, с которыми сотрудник контактирует по работе (коллеги, граждане):
- приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
- критично-скептичное восприятие коллег;
- негуманное, безразличное, циничное отношение к людям;
- острое переживание того, что другие люди используют тебя, зависть.
б) По отношению к профессиональной деятельности:
- нежелание выполнять свои обязанности, отсутствие инициативы, выполнение заданий по минимуму требований;
- ощущение скуки и разочарования в работе и жизни в целом;
- искусственное продление перерывов в работе, отпусков (например, за счет больничного), опоздания, уход с работы раньше времени, отсутствие во время дежурств;
- акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой;
- снижение концентрации внимания, негибкость мышления, отсутствие воображения.
в) Состояние здоровья:
снижение иммунитета, неспособность к расслаблению в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, учащенное сердцебиение, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, сладкого.
У кого выше риск «выгорания»?
У сотрудников, которые обладают следующим комплексом качеств:
- Стремятся постоянно быть впереди, склонны к соревновательности, имеют завышенные требования к себе и результатам деятельности.
- Постоянно ожидают признания своих заслуг окружающими, испытывают сильную потребность чувствовать себя необходимым, значимым, ценимым.
- Непоследовательны, заняты сразу несколькими делами.
- Склонны к авралам, спешат, находятся на грани опоздания.
- Недостаточно терпеливы, склонны форсировать события, агрессивно реагируют на препятствия.
- Склонны перекладывать ответственность на внешние обстоятельства.
Для предупреждения формирования СЭВ руководителю необходимо следующее:
- Быть информированным о данной проблеме и способным распознать ее появление у себя и своих подчиненных.
- Если стиль руководства включает в себя обратную связь только негативного характера («Я скажу тебе, если ты ошибешься»), то это только способствует неуверенности подчиненного в своих действиях, отсутствию осознания себя компетентным, успешным, а, следовательно, и развитию эмоционального выгорания. Важны достаточное признание, положительная моральная и материальная оценка усилий подчиненных, поощрение инициативы.
- Предоставлять подчиненным возможности профессионального обучения и совершенствования. Причем известно, что обучение по типу пассивного слушания менее эффективно, чем обсуждение актуальных профессиональных проблем или решение практических задач, где каждому сотруднику нужно быть активным, задействовать имеющиеся знания.
- Для поддержания интереса к работе необходима периодическая смена содержания работы каждые 3-5 лет и наличие перспектив карьерного роста. И тут очень распространен коварный подход: руководитель «придерживает» дальнейшее продвижение относительно опытного специалиста, мотивируя это тем, что «коллектив состоит сплошь из недавно работающих, и должен быть кто-то, кому можно спокойно поручить ответственное задание». Также провоцирует «выгорание», когда сотрудников не знают критерии, по которым руководитель оценивает их работу, или они изменчивы.
- Способствовать развитию самостоятельности мышления сотрудников и способности к самооценке без упования только на мнения окружающих. Целесообразно культивировать анализ причин профессиональных затруднений и ошибок: спрашивать, как сотрудник сам оценивает свой поступок, какие его поступки и привычки провоцировали такую ситуацию, какие выводы он сделал и как думает исправлять ситуацию и что учитывать в дальнейшем. По наблюдениям за ходом совещаний в ряде компаний, руководители как ТОП уровня, так и среднего звена нередко не выслушивают позицию подчиненного, заменяя диалог монологом и своими предположениями о мотивах и причинах того или иного проступка сотрудника.
- Своевременно реагировать на случаи нерационального использования времени, уделять внимание развитию у подчиненных навыков планомерной работы, при организации деятельности коллектива стремиться к минимизации авралов. Своим примером и в ходе бесед содействовать развитию, особенно у молодых специалистов, умения действовать без ненужной спешки и давать себе достаточно времени для достижения положительных результатов в работе и жизни.
- Обращать внимание подчиненных (в основном, молодых специалистов) на важность мер по поддержанию своего здоровья на должном уровне, на соблюдение режима сна и питания, на овладение техниками расслабления и саморегуляции.
В СЭВ присутствует и конструктивный смысл - он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свою энергию. В то же время следует заботиться о том, чтобы «выгорание» не приобретало слишком выраженных масштабов, когда оно отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и самочувствии работника.
Подписаться на рассылку
Заполните форму и получите «Простой способ планирования дня» и другую полезную и интересную информацию!✔ Согласен на обработку своих персональных данных (подробнее)
Оставить комментарий
Ваш адрес электронной почты нужен лишь для идентификации и не будет опубликован!✔ Согласен на обработку своих персональных данных (подробнее)