Начните обучение уже сегодня: «Готовые видеокурсы»


Заказать обратный звонок (383) 248‑78‑16    siyanie@ckrs.ru



«Изменения в бизнесе после карантина. Меры профилактики для дальнейшего роста»

Дата публикации2020-11-10


Режим самоизоляции, запрет на передвижение, закрытие предприятий. Такого поворота событий не ожидал никто.

Тем не менее, событие случилось и у нас есть несколько вариантов:

  1. Застыть и нечего не делать, пересидеть, переждать.
  2. Развивать направления и бизнес-процессы, которые начали внедрять до карантина (онлайн-сервисы, удаленная работа, развитие интернет-магазина и прочее).
  3. Полностью поменять сферу.

Сегодня мы поговорим про изменения, которые уже идут или будут происходить в бизнесе после того, как отменят карантин. Обсудим с вами те меры профилактики которые мы можем внедрять уже сейчас, чтобы оставаться на плаву.

Информация основана на 10-летнем опыте работы в собственном бизнесе, на опыте компаний-клиентов из сферы торговли, услуг, производства, строительства, промышленности и других.

Какие изменения мы можем прогнозировать уже сейчас:


1. Внедрение изменений.

Мы все предыдущие годы активно принимали участие в конференциях, на которых нам озвучивали важность изменений, то, что как раньше не будет и пора изменения внедрять. И вот случилось то, что случилось. Мы столкнулись с переводом сотрудников на удаленку, сокращением расходов, проведением совещаний и встреч с клиентами не лично, а в онлайн-сервисах, необходимости внедрять новые предложения для клиентов и партнеров.

Чтобы вам было легче внедрять изменения и работать с сопротивлениями рекомендуем использовать пошаговую модель Д. Коттера, найдите алгоритм и разберитесь в нем.

2. Ошибки не в людях, а в системе.

Сейчас, когда очень многие компании вынуждены работать в удаленном режиме, руководители увидели несовершенства, огрехи, недоработки системы постановки задач, системы контроля и обратной связи. Если в офлайн-работе хоть как-то справлялись, теперь недостатки вышли на поверхность и стали очень хорошо видны.

На исправление этих недочетов нужно время, работа над собой, развитие управленческих навыков. Очевидно, что одномоментно это сделать не получиться, но хотя бы осознание того, что виноваты не люди, а сама система поможет избежать подобных случаев в будущем.

3. Удаленная работа.

После того как предприниматели сократят операционные расходы, наладят форматы удаленной работы и отработают алгоритмы, то в компаниях, которые и раньше работали без присутствия клиентов в офисе, скорее всего формат удаленной работы сохранится и дальше после отмены ограничительных мер.

Многие компании уже сейчас распробовали на вкус алгоритмы, что сотрудники вместо того, чтобы терять время в пробках в часы пик по дороге домой и обратно вполне могут выполнять тот же самый функционал из дома, оставаясь эффективными.

Этот период благоприятен для отработки бизнес-процессов, работы с сопротивлениями, понять, кто может работать удаленно, а кому необходимо ездить в офис.

При этом не стоит забывать, что человек - существо социальное, нам необходимы личные встречи, эмоции и энергия личного присутствия. Как вариант, можно внедрить полностью удаленную работу, при этом организовывать 1-2 недельные очные встречи для обмена информацией.

4. Роботизация и замена простых функций.

Конечно, вы давно заметили, что появляется много автоматизированных процессов, которые заменяют простые человеческие функции.

Например: уже не нужно столько операторов колл-центров, которых может заменить автодозвон способный предоставить потенциальному клиенту необходимую информацию. Этот рынок пока на стадии роста, при этом мы отмечаем, что функции автодозвона совершенствуются и не всегда с первого раза уже можно понять, кто звонит: робот или живой человек.

Или в крупных гипермаркетах покупатели вместо того, чтобы стоять очередь в кассу, могут самостоятельно оплатить свои покупки с помощью сканера. В розничных магазинах становится все меньше кассиров и все больше возможностей сэкономить время за счет быстрой оплаты без очередей.

В период экономических потрясений предприниматели начинают все больше понимать, что внедрение роботов и ботов помогает экономить на неспециализированной деятельности и при этом, распределить фонд оплаты труда на привлечение экспертов и специалистов в своей отрасли.

Поэтому сфера цифровизации и технического прогресса в этом направлении будет все больше развиваться.

5. Сокращение операционных расходов.

Сокращение расходов коснутся аренды офисной площади, расходов на командировки (в связи с развитием онлайн-сервисов), фонда оплаты труда.

6. Развитие онлайн-сервисов и дополнительных услуг для увеличения прибыли.

В связи с уходом в диджитализацию, бизнес будет предлагать все новые и новые форматы выстраивания взаимодействия с клиентами и партнерами.

Компании, наученные опытом простоя во время пандемии начнут активно развивать доставку, причем не только в ресторанной сфере. Это коснется, в частности, тех направлений, где доставка была менее развита: магазины одежды и обуви, продукты питания, игрушки, зоомагазины, магазины посуды и т.п.

Также компании начнут активно развивать свой интернет-магазин, как способ взаимодействия в онлайн-формате, новые способы оплаты (наличные деньги все больше уходят в прошлое).

7. Автоматизация бизнес-процессов.

Автоматизация бизнес-процессов увеличивает скорость обработки заявок от клиентов, что приводит к увеличению лояльности и верности, так как оперативность выполнения заказов остается одним из самых желанных клиентами опций.

Например, простая цепочка бизнес-процессов в интернет-магазине может выглядеть следующим образом: заявка от клиента в интернет магазине ➤ вам на почту приходит письмо ➤ звонок менеджера клиенту ➤ сообщения клиенту в месенджеры о степени отправки и доставки ➤ уточнить степень удовлетворенности ➤ повторный заказ.

Рекомендация: перед тем, как обращаться в компании по автоматизации бизнес-процессов сначала полностью пропишите те бизнес-процессы, которые вы хотите автоматизировать. Все шаги самым подробным образом. Если вы не продумаете шаги процессов, вы будете быстрее делать не то, что нужно.

8. Механизмы внедрения в случае повторных эпидемий.

Сейчас мы отрабатываем форматы работы, учимся, осваиваем онлайн-технологии, разрабатываем нормативные акты, учимся на ошибках. По сути, мы сейчас закладываем фундамент, который пригодится нам в случае новых потрясений. Если ваша компания после снятия ограничительных мер вернется в привычное русло, у вас уже будут отработанные механизмы, к которым вы сможете обратиться не теряя эффективности и производительности.

9. Гигиена и чистота.

Это новый тренд, который долго будет сохраняться, даже когда снимут все ограничения и запреты. Средства массовой информации сделали свое дело, на протяжении нескольких месяцев напоминая нам о мытье рук, сохранении социальной дистанции, использовании средств социальной защиты. И многие привычки, приобретенные во время этой пандемии, останутся с нами очень надолго, а некоторые, возможно, навсегда.

А сейчас пришло время обратиться к мерам профилактики, т.е. что мы можем сделать уже сейчас, чтобы оставаться работоспособными при новых мерах самоизоляции, при повторных эпидеямиях и т.п.

Итак, меры профилактики:


1. Подушка безопасности.

На протяжении всей истории России ни один правитель не помогал людям переживать и восстанавливать бизнес после экономических потрясений. Все кризисы последних лет это подтверждали и этот не исключение. Сделаем правильные выводы, возьмем ответственность на себя и обезопасим себя самостоятельно.

Какая должна быть подушка? Зависит от того, какой у вас оборот и сколько вы можете откладывать. Возьмите за правило, не меньше 10% прибыли откладывать. Все остальное делите на операционные расходы и развитие бизнеса. Но подушка должна быть! Не трогайте ее ни при каких обстоятельствах и приумножайте. Рассчитывайте, чтобы ее хватило на 6-12 месяцев при очередном экономическом потрясении.

2. Будьте готовы переписать бизнес-модель и компетенции.

Например, если у вас фитнес-клуб и вы начали внедрять удаленные форматы работы, оставьте так или иначе онлайн-тренировки в вашем портфеле услуг. Поменяйте должностные инструкции, нормативные акты, при необходимости материальную мотивацию и KPI. Тем самым вы делаете себе задел на будущую безопасность и стабильность доходов.

3. Налаживайте удаленную работу с сотрудниками.

Если вы только сейчас начали внедрять удаленную работу, разберитесь в онлайн-сервисах. Потестируйте, какие их них решают задачи вашего бизнеса. В сервисах необходимо разобраться, иначе для вас это будет шаг назад, вы сильно отстанете от ваших конкурентов и не сможете закрепиться на новом изменившемся рынке.

Разработайте план взаимодействия с удаленными сотрудниками: как вы будете ставить задачи, контролировать выполнение, давать обратную связь, как вы будете проводить планерки, насколько часто встречаться онлайн и офлайн.

От ваших решений зависят позиции компании и ее работоспособность.

4. Быстрая обратная связь сотрудникам.

Если сотрудник не предоставляет вовремя нужную информацию или отчет в удаленной системе, тут же свяжитесь с ним и выясните с чем это связано.

Ведь дело может быть не в лени или нерасторопности, а в том, что сотрудник не знает, как пользоваться сервисом, не освоил нужные опции. Ваша задача ему помочь разобраться в системе и настроить удаленный рабочий процесс.

Также не стоит забывать, что не все сотрудники готовы работать удаленно по разным причинам: невозможность обустроить рабочее место дома, отсутствие навыков самодисциплины и умения планировать время, психологическая неготовность работать дома, возле членов семьи и маленьких детей, желание ездить в офис, как повод выйти из дома и т.п.

Поэтому, если вы видите, что ранее результативный сотрудник теряет эффективность, не откладывайте дело в долгий ящик, разберитесь, что у него происходит, и постарайтесь помочь.

5. Налаживайте удаленную работу с клиентами.

Об этом мы говорили выше в пункте про разработку бизнес-процессов. Внедряйте новые предложения, которые минимизируют личные контакты, при этом оперативны и удобны для клиентов.

6. Сервис и человеческое отношение, забота о клиенте.

Один из важных трендов, который активно развивается, это забота о клиенте.

Например, одна из крупнейших продуктовых сетей в России в самом начале пандемии стала первой в отличие от конкурентов говорить о том, что только у нас продукты есть в наличии всегда! Тем самым, она снизила тревожность и опасения людей о нехватке продуктов питания и голоде. Другая сеть информировала о том, что регулярно проводится обработка и дезинфекция, тем самым снизив опасения по поводу возможности заразиться инфекцией.

Разрабатывайте для ваших постоянных клиентов спецпредложения, будьте с ними на связи, чем больше точек контакта, тем лучше.

Когда снимется режим самоизоляции, вы сможете надеяться, что именно эти клиенты первые начнут делать у вас покупки и приносить прибыль. При этом не стоит забывать о потенциальных клиентах и привлекать их предложениями, актуальными для онлайн и офлайн-формата.

7. Следите за изменениями в вашей и смежных отраслях.

Проводите мониторинг прямых и непрямых конкурентов, следите, что они применяют, на что хватает их фантазии. Возможно, адаптировав их инструменты под свой бизнес, вы сможете оставаться на плаву и предлагать клиентам альтернативы.

8. Оцифровывать показатели.

Начните уже сейчас считать эффективность, если вы не делали этого ранее.

Например, если вы делаете холодные звонки, начните считать конверсию по всей воронке продаж. Анализируйте статистику, делайте выводы. Возможно, сделав правильные выводы, вы придете к тому, что конкретно вашей компании и отрасли холодные звонки потеряли свою эффективность и есть более эффективные способы привлечения клиентов (которые тоже надо считать).

На основании выводов вы сможете гибко менять бизнес-процесс, внедрять новые и в следующих непредсказуемых ситуациях будете во всеоружии, войдете в них с конкретными рабочими данными, основанными на цифрах и статистике.

9. Не масштабируйте хаос. Двигайтесь маленькими шажками.

Если у вас торговая компания и у вас не было интернет-магазина, не стоит тратить время и ресурсы на его разработку именно сейчас. Если у вас раньше не был проработан этот бизнес-процесс, не было готовой клиентской базы, то время и ресурсы, затраченные на это прямо сейчас будут малоэффективны.

Начните с малого, попробуйте доставку постоянным клиентам, посмотрите, какие ранее введенные процессы вы можете отшлифовать и довести до ума. Новые креативные идеи продумывайте и внедряйте малыми шагами, постоянно отслеживая статистику и эффективность.

10. Проведите стратегическую сессию.

Одна голова хорошо, а с коллегами и единомышленниками лучше. Соберитесь командой, обсудите, что у вас уже получается хорошо и можно сделать ставку на это, а что вы сможете внедрить в ближайшем будущем. Составьте инициативы, проработайте их, внесите в календарный план и действуйте!

И в заключении, хочу пожелать вам терпения и энергии.

Самоизоляция и карантин закончатся и то, как вы сейчас выглядите в глазах клиентов и партнеров может отразиться в будущем на вашем бизнесе и прибыли!

Я желаю вам щедрых и благодарных клиентов!








Еще больше новых знаний вы можете получить, посетив наши


Узнать подробнее





Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты нужен лишь для идентификации и не будет опубликован!



Согласен на обработку своих персональных данных (подробнее)

Сообщение об ошибке