Думать и делать!

Логотип Центра кадровых решений «Сияние»
Главная » Статьи » Управление персоналом » Управление поколениями

Управление поколениями


Теория поколений

была создана в 90-х годах XX века американскими историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они ушли от традиционной интерпретации различий только на основе возраста и охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. В результате появилась следующая классификация XX-го, а позднее XXI века: поколение Строителей (GI), Молчаливое поколение, поколение Беби-бумеров, поколение Х (его еще называют Тринадцатым), Y («Миллениум», или поколение Сети) и поколение Z.

Знание специфики поколений, к которым принадлежат сотрудники, позволяет повысить эффективность как управления ими, так и освоения новых навыков.

Особенности людей

Поколение X
(1963-1984гг.)
  1. Гибкость.
  2. Техническая грамотность.
  3. Индивидуализм.
  4. Выживание.
  5. Обучение в течение всей жизни.
  6. Неформальность.
  7. Прагматизм.
  8. Надежда только на себя, самостоятельность.
  9. «Я работаю, потому что это дает мне чувство стабильности и защищенности».
  10. Равноправие полов.
Поколение Y
(1984-2000гг.)
  1. Вовлеченность в цифровые технологии.
  2. Стремление оттянуть переход во взрослую жизнь.
  3. Оптимизм.
  4. Общительность.
  5. Их сложно удивить. Типичные фразы: «Этим уже никого не удивишь/я давно про это знаю/в штатах (или любой другой иностранной стране) уже лет 5 так делают».
  6. Амбициозность.
  7. Острая потребность в разнообразии, наличии выбора.
  8. Легкая адаптивность.
  9. Немедленное вознаграждение. Более того: не прикладывая достаточно усилий, тем не менее, они ожидают от жизни серьезного вознаграждения. Нетерпеливы - хотят всего и сразу. Свойственно неверие в отдаленную перспективу. Когда им говорят, что надо поработать десять лет в организации, и ваш труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет».
  10. Нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение о себе, считают себя «особенными».
  11. Нацеленность на быстрое достижение, особенно, если это поднимет их «рейтинг».
  12. Профи в технике.
  13. Болезненное восприятие и сопротивление критике.
  14. Стремление путешествовать.
  15. Желание гордиться компанией, в которой работают.
Поколение Z
(2000г.-...)
  1. Много времени проводят «онлайн»: им необходимо уметь управлять одновременно и профессиональными, и личными брендами для того, чтобы вписаться в реальность и выделиться при этом, они стремятся быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа.
  2. «Восьмисекундные фильтры» - продолжительность внимания сокращена до 8 секунд: они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время, быстро оценивают и просеивают огромных объемов информации.
  3. «Предпринимательское поколение» - свойственно желание строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину. Они прагматичны и практичны.
  4. Желание, чтобы «моя работа изменила мир».

Представители поколения Z:
  1. Ожидают, что за всю свою жизнь они проработают в среднем в 4х компаниях;
  2. Предпочитают работать в компаниях среднего размера, а не в крупных корпорациях;
  3. Говорят, что предпочтут провести свое свободное время за полезной и креативной деятельностью, вместо того, чтобы просто «тусоваться»;
  4. 42% Z’тов по сравнению с 25% Y’ов хотят работать по профессии.

Факторы, оказавшие влияние на формирование ценностей

Поколение X
(1963-1984гг.)
  1. Перестройка,
  2. Приход демократии,
  3. Падение железного занавеса,
  4. Бум разводов.
Поколение Y
(1984-2000гг.)
  1. Распад СССР;
  2. Терроризм, войны (в Чечне, Ираке и др.), поп-культура, телевидение;
  3. Торрент-трекеры, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, видеоигр, мем- и флешмоб-культуры, эволюция девайсов, онлайн-общение.
Поколение Z
(2000г.-...)
  1. Мировой экономический кризис, глобализация;
  2. Развитие интернета и мобильных технологий.

Как управлять сотрудниками

Поколение X
(1963-1984гг.)
  1. Пояснять смысл поставленной цели, задачи, деятельности т.е. почему она возникла, что за этим стоит, что происходит вокруг (ценности X - необходимость наличия смысла и понимание этого смыла, он не просто исполнитель, который делает что сказали).
  2. Пояснять, почему достижение этой цели важно для самого руководителя, в чем его выгода, интерес. X более ориентирован на интересы конкретного человека. Если он их понимает, ему легче действовать.
  3. Спрашивать X о его интересах (сам обычно не рассказывает). Искать и пояснять, как выполнение задачи с этими интересами связано.
  4. Давать X возможность выбора. Например, «Вы можете пойти на эту программу обучения или на другую», «Эти решения вы можете принимать самостоятельно».
  5. Четко прописывать систему правил, последствий за нарушения, вознаграждений за достижения. В силу ценностей X будут постоянно «проверять» систему правил и стремиться выходить за ее рамки. Остановить X может только рациональное понимание, что за это будут последствия.
  6. Помнить о том, что X некомфортно себя чувствуют во время стабильности (все их детство прошло в эпоху перемен и набор индивидуальных технологий «заточен» под действия в этих условиях). Иногда, если изменений нет, X их сами провоцируют (это происходит неосознанно).
  7. Х важна помощь в построении управленческой команды. Его собственный набор технологий ориентирован на персональную эффективность и достижение целей за счет своих усилий или работы проектной команды профессионалов.
Поколение Y
(1984-2000гг.)
  1. На рабочем месте «игреки» предпочитают: равноправную конкуренцию; лидерство, а не руководство (иерархия для них - это условность); партнерство, а не подчинение; обмен информацией, а не ее защиту; амбициозные цели.
  2. Мотивация Y: свобода; fun (веселье); результат как таковой (быстрый); немедленное вознаграждение, при этом важны не деньги, а то, что они дают.
  3. Y не привязаны к одному рабочему месту. Они считают, что регулярно менять работу - это в порядке вещей. Главное - формировать себя как специалист, а в каких компаниях - это неважно, карьера не зависит от работодателя.
  4. Любовь к свободе, возможности распоряжения своим личным временем и независимость стали причиной того, что Поколение Y выбирает такой вид бизнеса как проектная работа.
  5. Предпочитают гибкий график, стремятся условия работы подстроить под свою жизнь. Поколение Y стало «пионерами» такого столь специфического для старшего поколения вида занятости как удаленная работа или фриланс.
Поколение Z
(2000г.-...)
  1. Ставьте «лайки». Этих детей хвалили родители и учителя, за каждый школьный конкурс они получали награду, за состязание - сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может работать без «поглаживаний». Похвала для них - не морковка для кролика, а топливо для поезда. Это их не мотивирует, но отсутствие похвалы выбивает из колеи.
  2. Используйте гаджеты. Постановка задач в программах, сервисах и коммуникаторах действует на них лучше совещаний. Используйте как можно больше новых технологий. Не заставляйте их вести бумажные графики и отчеты, не отнимайте у них возможность соцсетей. Это все увеличит их эффективность и интерес к работе.
  3. Займите их досуг. Представители поколения Z не делают из работы культа: они для себя важнее. Если работа предоставит и развлечение и развитие, они будут ей преданы.
  4. Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение все еще не может заменить дружеские посиделки. Открытые и общительные внешне, они совершенно не умеют строить отношения. Вовлекая их в коллектив, помогая им почувствовать себя частью бизнес-семьи, вы даете им то, чего им так не хватает. Здесь действуют корпоративные СМИ, порталы и группы, которые позволяют участникам чувствовать себя в стае.
  5. Четко оговаривайте дедлайн. Поколение понимает, что такое сроки, но из-за постоянной прокрастинации (склонности откладывать) часто их нарушают. Четко оговаривайте сроки заданий и штрафы за их несоблюдение. Установите строгий, но справедливый контроль действием.
  6. Работникам поколения Z важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед.
  7. Задачу ставьте конкретно, расписав все нюансы.
    Неправильно: «Сделай отчет по продажам фирменных ручек».
    Правильно: «Сделай ко вторнику отчет по продажам фирменных ручек с графиком кривых относительно продаж прошлого года. Данные по продажам возьми у Марины, с подсчетом цифр поможет Антон, графики нарисует Федя. Отчет нужен для презентации на встрече с инвесторами. Это важно. Выполнение проверит Лена».
  8. Цели должны быть реалистичные. Амбициозностью поколение Z скорее можно отпугнуть.
  9. Главная мотивация поколения Z - интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи - часть состояния комфорта поколения Z.
  10. Z могут в короткий срок решить несколько задач одновременно без потери качества - преимущество поколения. Но для него важно знать: что он делает, почему, зачем и как это согласуется с целями компании.

Как учить/развивать персонал

Поколение X
(1963-1984гг.)
  1. Самостоятельные X и в более важных вопросах будут сами пробовать делать выводы, принимать решения. Если вы хотите, чтобы X что-то сделал, он должен сам «дойти» до этого, он не поверит на слово.
  2. Важна текстовая подробная информация.
Поколение Y
(1984-2000гг.)
  1. Представители поколения Y готовы учиться, причем часто ищут не просто учителя, а Учителя с большой буквы, наставника, с которым будут индивидуально общаться.
  2. Обучающий цикл важно делить на небольшие автономные модули с оценкой каждого этапа.
  3. Необходимо встраивать развлекательные моменты.
  4. Для обратной связи особо важно указать на наличие положительных моментов, а имеющие недочеты формулировать как «точки роста».
Поколение Z
(2000г.-...)
  1. Говорите коротко, пишите развернуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен «восьмисекундный фильтр». Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развернуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они росли в среде, когда все можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.
  2. Рисуйте комиксы. Новые работники лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов, инфографики и фотографий котиков. План стратегии развития компании они быстрее поймут в качестве карты, а не списка пунктов. Поколение Z привыкло к развлечению. С детства информацию им подавали с «плясками и бубнами». Поэтому в обучающий материал необходимо встраивать игровые, развлекательные моменты (например, формат «квеста»).
  3. Представители этого поколения следуют за кураторами. Они доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Для того чтобы завоевать их внимание, следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.
  4. Представители поколения Z проводят исследования онлайн, используют дистанционное обучение, Youtube или социальные медиа для самообразования, предпочитают делиться своими знаниями онлайн.





comments powered by HyperComments